Неисполнение договора туроператором, в том числе его банкротство, вещь неприятная, но вполне решаемая. Кроме виновности фирмы, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства необратимой силы, когда услуга не могла быть предоставлена по объективным причинам.
Подобные взаимоотношения регулируются Законом о правах потребителя. От конкретных условий зависит и сумма возвращаемых средств. Это может быть полная стоимость путевки или частичная компенсация, но в любом случае придется проводить претензионную переписку с поставщиком услуг и, в случае отсутствия реакции, обращаться в суд.
Как следует действовать, чтобы оптимально отстоять права туриста:
· обратиться в компанию письменным заявлением о расторжении договора на поездку. Если поездка срывается по вине туриста, то компания обязана предоставить ему обоснование понесенных затрат и выплатить остаток средств. Если поездка срывается по причине форс-мажорных обстоятельств и потребитель предоставляет официальный подтверждающий документ, то ему обязаны полностью возместить понесенные расходы;
· на ответ турфирме предоставляется 10 дней, после чего турист получает право обратиться в суд с гражданским иском. В тексте претензии необходимо указать банковский счет для перевода компенсации. Проводить досудебную работу необходимо с туроператором, а не с агентом или другим посредником;
· подать иск (в случае отказа от возврата средств) с указанием требований и приложить к нему подтверждающие документы. Требовать можно не только стоимость путевки, но и штраф в размере 50% от стоимости путевки, компенсацию морального вреда и судебные издержки. Если цена иска меньше 1 млн рублей, то госпошлину оплачивать не требуется;
· участвовать в судебных заседаниях самому или через представителя;
· открыть исполнительное производство, получив решение суда и предоставив исполнительный лист в службу приставов.
Если договориться мирным путем с туркомпанией не получилось, следует тщательно подготовить доказательство своей позиции и инициировать судебный процесс.